ГЛАВНАЯ    О ПРОЕКТЕ    КАРТА САЙТА    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    ГОСТЕВАЯ
Олег Таран : "Тренерам нужно создавать свой профсоюз"

Разделы

Премьер-лига
Матчи 1я лига
Матчи 2я лига
Матчи Кубок Украины
Статьи
Превью
Итоги
Другие новости
Интервью
Дублеры
Низшие лиги/аматоры
Фарм клубы

Клубы

Цска Киев
Гелиос
Александрия
Сумы
Славутич
Звезда
Сталь Дне-дзержинск
Нафком
Кремень
Динамо Хмельниц-й
Одесса
Игросервис
Титан
Сталь Алчевск
Нива

На стыке тысячелетий никогда не хватавший с неба звезд «Кривбасс» впервые в своей истории дважды стал бронзовым призером чемпионата Украины. Это был огромный успех для Кривого Рога. И главную роль в восхождении команды сыграл ее наставник, а в прошлом лидер атак «Днепра» и любимец днепропетровских болельщиков Олег Таран.

Особенно «Кривбассу» удался сезон-1999/2000, когда после первого круга первенства команда шла на втором месте, опережая на четыре очка донецкий «Шахтер». В какой-то момент руководители клуба даже начали поговаривать о перспективах участия в Лиге чемпионов. Но в итоге криворожане не выдержали конкуренции с горняками и финишировали третьими. А затем дела у «Кривбасса» пошли на спад, прежде всего из-за финансовых проблем. Олег Анатольевич перебрался в запорожский «Металлург», который тоже вывел в Кубок УЕФА. Затем некоторое время чемпион СССР 1983 года поработал в Чехии и Словакии — в «Опаве» и «Словане». Нынче же Олег Таран находится вне футбола. Вот уже почти пять лет.

— Олег Анатольевич, неужто за прошедшее время у вас не возникало каких-то вариантов с трудоустройством?

— Почему же? После «Слована» вновь приглашали в чешскую «Опаву». Но меня не устроила позиция учредителей клуба в вопросах футбольного менеджмента. И, как оказалось, я был прав — впоследствии те же самые люди буквально развалили швейцарский «Виль». Мы обсуждали эту тему с Александром Заваровым и Игорем Белановым. И пришли к мнению, что наибольшей бедой для клуба является непрофессионализм учредителей. Если они дилетанты, если далеки от футбола, но при этом пытаются руководить тренировочным процессом, коллектив никогда не даст хороших результатов.

— А на украинском рынке на Олега Тарана имелся спрос?

— В 2003 году звали в полтавскую «Ворсклу». Но я отказался, потому что предложение поступило от тех же людей, которые правили бал в «Словане» и «Опаве». И, судя по всему, поступил правильно — пришедшему на это место Владимиру Лозинскому, слышал, не выплатили зарплату за пять месяцев. Еще было приглашение из бакинского «Нефтчи». Но так далеко от дома уезжать не хотелось. Больше вариантов и не возникало. Почему? Такая ситуация сложилась ныне в украинском футболе. Спрос, так сказать, невысокий. А категория отечественных коучей — одна из наиболее юридически и социально незащищенных. Я еще шесть лет назад, на лицензировании, говорил, что нам, тренерам, нужно создавать свой профсоюз. И за прошедшие годы только укрепился в этом мнении.

— Обоснуйте.

— Не секрет, что в нашем футболе каждый футболист имеет контракт. И в случае его невыполнения может подавать жалобы в целый ряд инстанций, начиная от КДК. С наставниками ситуация несколько иная. В большинстве случаев трудовые соглашения с клубом тренеры подписывают исключительно для подачи заявки в ФФУ. Поэтому наше финансовое состояние во многом зависит от порядочности работодателей. А они не всегда выполняют обещания. К тому же некоторые руководители клубов предпочитают приглашать тренеров, которые согласны работать за тысячу или даже пятьсот долларов, и при этом полностью руководить ими. Давать таким горе-специалистам установку и тактику на матч, диктовать свой вариант стартового состава. Этим дельцам от футбола не нужны квалифицированные наставники, имеющие собственное мнение. Им больше подходят «темные лошадки», которые снесут все оскорбления и унижения. Думаю, именно из-за этой тенденции долгое время был без работы, к примеру, опытнейший Михаил Фоменко. Лично мне, отдавшему всю свою сознательную жизнь футболу, слушать бред дилетантов просто противно. Поэтому я, возможно, и не буду больше тренировать украинские команды.

— Лично вы сталкивались с ситуацией, когда учредители предписывали вам, кого ставить в состав и какой тактике следовать?

— В «Кривбассе» — нет. А вот в «Металлурге» сей факт, как говорится, имел место. В Запорожье передо мной поставили задачу занять пятое место. Мы ее выполнили, вот только руководители почему-то посчитали, что этого добились они, а не футболисты и тренерский штаб. Меня вдруг обвинили, что в последнем туре я сознательно не выиграл у донецкого «Металлурга» в гостях. Слышать подобную ересь – и смешно, и обидно. Ведь мои подопечные были финансово заинтересованы в положительном итоге матча. С этих обвинений и начался балаган в Запорожье. А мне бесконечные консультации по тренировочному процессу от водителя до директора базы были совсем не нужны.

Кроме того, есть еще один характерный момент. Я не уставал твердить хозяевам «Металлурга», что нужно поднимать зарплаты украинским футболистам. И цифры должны определяться не по национальным принадлежностям, а по качеству выступлений на зеленом газоне. На что мне ответили: «Зачем им платить больше? Ведь с ними подписаны контракты на пять лет вперед». Футболисты же, увидев, что у меня нет взаимопонимания с учредителями, временами на поле стали попросту отбывать время. Вскоре я понял, что из «Металлурга» нужно уходить.

— Пока самая яркая страничка вашей тренерской карьеры — работа в «Кривбассе». Почему покинули Кривой Рог?

— После того как команда уступила второе место «Шахтеру», учредители решили распродать лучших исполнителей. Но со мной и Сергеем Башкировым президент «Кривбасса» Сергей Полищук полностью не рассчитался за предыдущий, «бронзовый», сезон. Хотя давал слово, что мы в любом случае получим заработанное. Говорил, мол, Олег, мы ведь друзья, разве я тебя могу обмануть?! С сезона-2000/01 года игрокам значительно урезали зарплаты, мотивировать парней стало очень сложно. По большому счету, о каких-то целях и задачах речь уже не шла. Была нарушена гармония между тренерским штабом и футболистами, в коллективе начались брожения. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, я принял решение завершить свою работу с командой. Мои ассистенты тоже хотели уйти, но я сам попросил ребят остаться. Дружину в итоге принял Геннадий Литовченко. Какие места после этого занимали криворожане, вы знаете — клуб с завидной регулярностью балансировал на грани вылета в первую лигу.

Но на этом, кстати, мои отношения с президентом «Кривбасса» не закончились. В 2003 году, когда я ушел из запорожского «Металлурга», он пригласил меня на встречу. Сказал, что хочет поговорить насчет возможной работы в «Кривбассе». Встретились мы с ним в Днепропетровске (со мной также был Сергей Башкиров). Первая фраза Полищука нас потрясла: «Олег, Сергей, я знаю, что должен вам деньги. Скажу честно: я их вам не отдам. Однако сейчас речь не об этом — принимайте «Кривбасс». И при этом предложил гораздо более скромные условия по сравнению с теми, когда мы работали с командой. Скажу честно, у меня пропал дар речи. Человек заявляет, что не отдаст нам заработанное, но не стесняется при этом опять приглашать в свой клуб. Может быть, другие люди на сие предложение отреагировали бы по-иному, но я тогда решил не сглаживать углы. В ответ рекомендовал Полищуку самому стать наставником команды. Он на минуту задумался и сказал, дескать, идея неплохая, он-то потянет, но нужно немного подучиться. На этом моя эпопея с «Кривбассом» и закончилась. Полищук, правда, со мной полностью рассчитался — где-то год назад. Сам позвонил.

— И чем же вы нынче занимаетесь?

— У меня есть небольшой бизнес. Большую же часть свободного времени провожу с семьей. Не нервничаю, спокойно сплю. Внимательно слежу за сыном Павлом, который окончил футбольную школу «Днепра». Ему 19 лет, играет на позиции нападающего. А вот на большой футбол хожу редко — в основном на международные матчи «Днепра». Надеюсь, Олег Протасов, с которым у меня приятельские отношения, в нынешнем чемпионате страны сможет застолбить за командой место, гарантирующее ей в следующем сезоне участие в Кубке УЕФА.

Олег Таран родился 11 января 1960 года.

Выступал за клубы: «Динамо» Киев (1977 — 1980), «Черноморец» Одесса (1980), СКА Одесса (1981), ЦСКА Москва (1982), «Днепр» Днепропетровск (1983 — 1988), «Металлург» Запорожье (1989 — 1991, с перерывами), ВАК Марокко (1990), «Цафририме» Израиль (1991), «Мариариде» Швеция (1992), «Этлингене» Германия (1993 — 1994).

Чемпион СССР (1983), бронзовый призер (1984 и 1985).

Чемпион Марокко (1990).

В чемпионатах СССР провел 188 матчей, забил 48 голов. В еврокубках — 14 (2).

Источник: Сергей Бычков, "Киевские ведомости", Террикон
Яндекс.Метрика
Клубы

ФК Львов
Олком
ФК Харьков
Горняк
Полтава
Верес
Прикарпатье
Шахтер Светловодск
Черноморец
Металлург Донецк
Говерла
Буковина
Рось
Енергетик
Волынь
Бастион
Севастополь
Оболонь
Десна
Николаев
Крымтеплица
Нефтяник
Мир
Олимпик
Скала
Днепр Черкассы
Энергия
Арсенал БЦ
Авангард
Еднисть
footballnews 2013 - архив новостей украинского футбола с 2003 года