ГЛАВНАЯ    О ПРОЕКТЕ    КАРТА САЙТА    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    ГОСТЕВАЯ
Александр Заваров: "Самое яркое воспоминание от времени выступления в "Динамо" оставила всю команда в целом"

Разделы

Премьер-лига
Матчи 1я лига
Матчи 2я лига
Матчи Кубок Украины
Статьи
Превью
Итоги
Другие новости
Интервью
Дублеры
Низшие лиги/аматоры
Фарм клубы

Клубы

Цска Киев
Гелиос
Александрия
Сумы
Славутич
Звезда
Сталь Дне-дзержинск
Нафком
Кремень
Динамо Хмельниц-й
Одесса
Игросервис
Титан
Сталь Алчевск
Нива

Сегодня исполнилось 44 года главному тренеру "Металлиста" Александру Заварову.

- Александр Анатольевич, во вторник у Вас день рождения. Заранее, естественно, поздравлять не принято, поэтому разрешите просто задать несколько вопросов. Если не секрет, как собираетесь отмечать?

- Я, в принципе, считаю, что день рождения – грустный праздник. Веселья, как говорится, на день, а стареешь на целый год. Поэтому как-то особенно не отмечаю, разве что юбилеи. Вот будет 45, 50 – тогда да…А так…мне сколько будет? 44-ре…День рождения, так день рождения, поздравят, значит поздравят…Больших праздников закатывать не буду. Все будет зависеть от того, как сыграем с «Таврией». Если будет результат, то, естественно, будет хорошее настроение и можно будет отметить.

- Отмечаете обычно в семье?

- Я только 40 лет отмечал с размахом, а так обычно спокойно, с семьей… По настроению, в общем…

- А какой самый памятный для вас день рождения?

- В 86-м году на мой день рождения случилась авария в Чернобыле. Мы («Динамо» Киев) играли с московским «Спартаком», забрали нас на базу, а у Чанова жена работала в больнице. Она ему говорит: «там людей везут, какая-то авария»… А никто же тогда не знал что такое радиация, да её и не ощущаешь, ни запаха, ничего…До сих пор вспоминаю с дрожью…

- Ну и последний вопрос, хотя ответ на него, видимо, однозначен: какой наилучший подарок Вы хотели бы получить в свой первый харьковский день рождения?

- Естественно, хорошая игра команды и положительный результат.

---

Будучи игроком киевского "Динамо" и сборной Советского Союза, Александр Заваров проявил себя личностью незаурядной, даже экстраординарной. При этом как на футбольном поле, так и вне его пределов. Став в январе текущего года двенадцатым главным тренером харьковского "Металлиста" в новейшей истории клуба, он уже успел доказать, что и на тренерском мостике своим принципам не изменяет. Все это мы могли увидеть, несмотря на молодость Заварова как тренера и вообще. Сегодня он отмечает лишь 44-й день рождения. У многих, вне зависимости от возраста, день рождения ассоциируется исключительно с детством. Не зря ведь говорят, что день рождения праздник детства! В этот день хочется чего-то особенного и еобычного, какого-то сказочного подарка или приятного сюрприза. С годами, конечно же, острота восприятия этого праздника притупляется. Поглощают трудовые будни, дела и обязанности. Однако что-то все же остается.

- Александр Анатольевич, памятуя все-таки о детстве, давайте в него и вернемся. Начало 70-х годов прошлого столетия. Скромный по союзным меркам Ворошиловград-Луганск, имевший свой уклад жизни и традиции, которые в футбольном плане выражались в постоянном взращивании талантов. Одним из них стал Александр Заваров. Как вы пришли в футбол?

- В футбольную секцию за руку меня никто не привел. Пришел сам. Играть в футбол очень нравилось. Я им буквально бредил. Поэтому наступил такой момент, когда самостоятельно решил, что надо заниматься им организованно. Так и оказался в школе местной "Зари", где очень понравилось. Постепенно же футбол прочно вошел в мою жизнь. Сейчас даже сам себе не могу сказать, почему это произошло. В семье не то что к футболу, а и к спорту вообще, никто прямого отношения не имел. Отец был обычным болельщиком, часто ходил на футбол, но специально меня туда не брал.

- Вы в довольно раннем возрасте буквально ворвались в состав луганской "Зари". Сначала во весь голос заявили о себе в дубле команды, на матчи которого, как говорят, даже ходили "на Заварова", а затем и в "основу" коллектива. Тогда вас самого собственная прыть не удивляла?

- Мне очень везло на людей. И когда моя карьера игрока только начиналась, и значительно позднее. Я всегда оказывался в руках тренеров, которые были фанатами своего дела. Я тоже был фанатом футбола и остаюсь им по сей день. Как говорится, готов за футбол жизнь отдать. Тренеры вкладывали в меня свои знания и силы, а я им "платил" игрой на поле, которая незамеченной не оставалась. Вначале для меня очень много сделал Фомичев, в дубль же "Зари" я попал при Сабо. Именно при нем я впервые вышел в дублирующем составе. Было это в Куйбышеве, где благодаря моему голу мы со счетом 1:0 выиграли у "Крыльев Советов". Мне тогда шел только 16-й год. Затем Сабо ушел. Казалось бы, при новом тренере у меня могли возникнуть проблемы. Однако команду возглавил Юрий Захаров, у которого я также стал пользоваться доверием. Такое отношение к себе без адекватного ответного внимания я оставлять не мог.

- А как же так произошло, что в 18-летнем возрасте вы попали в сборную СССР, составленную из игроков на два года старше? И главное, что в ней совершенно не затерялись.

- Так получилось, что в сборные своего года рождения я почему-то не попадал. Даже не знаю, почему. Правда, в 1979 году от Бориса Игнатьева я получил вызов в сборную U-18, которая тогда вела борьбу за попадание в финальную часть чемпионата Европы. Мы сыграли вничью 1:1 с румынами. Единственный наш мяч забил я, однако это не помогло команде пробиться в финал. И вот после этого, уже, будучи игроком основного состава "Зари", я получил вызов в сборную U-20, готовившуюся к финальной части чемпионата мира.

- То, что вы были младше партнеров, как-то давало себя знать?

- В целом, нет. Конечно, мне пришлось попасть в команду, которая уже лет пять играла в одном составе, пройдя все ступени юношеского футбола. Довелось прилично работать, чтобы пробиться в состав. Однако какого-то давления ни со стороны ребят, ни со стороны тренеров я не ощущал. Коллектив у нас был очень дружный. Очень помогло, что в команде был земляк Полукаров. Дружеские отношения сложились и с другими игроками Стукашовым, Хачатряном, Думанским... Мы и сейчас по мере сил пытаемся их не прерывать. Правда, жизнь уже раскидала нас по разным странам.

- Вам в довольно раннем возрасте пришлось покинуть отчий дом и отправиться в Ростов-на-Дону, где вы два года в местном СКА проходили армейскую службу. Приходилось встречать ваши высказывания, в которых годы, проведенные там, вы называли "потерянным временем". Неужели армейские будни оставили такой уж горький след?

- Наверное, когда я это говорил, то был не в нормальном расположении духа. Конечно, безапелляционно говорить о том, что два сезона в СКА прошли для меня даром, нельзя. В Ростове я прошел, если можно так сказать, печальную школу жизни. Руководство клуба использовало какие-то своеобразные методы работы с командой. Нас считали настоящими солдафонами, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, мы были служащими армии, но порой их требования переходили все рамки приличия. Если нас считали обычными солдатами, так поместили бы в казарме и ввели бы армейский распорядок дня. Но этого не было, а вот требования и бесправие были очень большими.

- В Ростове вам вновь пришлось столкнуться с людьми, которые очень повлияли и на вашу жизнь, и на футбольную карьеру.

- Да, за что я очень благодарен судьбе. Незадолго до демобилизации меня отправили на "губу", где чуть ли не каждый час вызывали к военному прокурору, который угрожал мне отправкой в дисбат. Если честно, я не понимал, за что. Два года играл без каких-либо проблем, выиграл вместе с командой Кубок Союза, а тут они вспомнили, что я военнообязанный. Мне предлагали погоны почетного лейтенанта. Нет, чтобы прямо сказать, что хотят оставить в СКА. Вся эта катавасия разрешилась лишь после личного вмешательства самого министра обороны Устинова, который меня специальным приказом уволил в запас. Получается, что вы в некоторой степени пострадали из-за своего свободолюбивого характера. Я всегда к людям относился и отношусь так, как они относятся ко мне. Если меня уважают, все в отношениях открыто и прозрачно, то я никогда человека не обижу. Если же все наоборот, то какой смысл сохранять нормальные отношения? Ценю открытость и порядочность.

- Александр Анатольевич, из СКА вы собирались переходить в киевское "Динамо", но в столице так и не оказались. Динамовцем же стали лишь год спустя. Выходит, приняли лишь второе предложение тогдашнего тренера команды Валерия Лобановского, что, согласитесь, было чем-то особенным. Не секрет, что Валерий Васильевич дважды в свою команду кого попало, не приглашал.

- В "Динамо" меня приглашали еще в 1976 году. Затем приглашали в 1979-м, потом еще через три года. Лишь в 1983-м я перебрался в Киев. Почему отказывался от переезда? На меня очень трудно было оказывать какое-то влияние. Но тогда я обратил внимание на советы опытных игроков. В конце 70-х годов многие не советовали мне переходить в "Динамо", да и я сам понимал, что пока в Киеве "ловить" нечего. Тогда в команде на ходу были такие мастера, как Блохин, Онищенко, Слободян. Еще в нападении играл Бессонов. Быть там "надцатым" запасным совершенно не хотелось. Впоследствии вмешивались какие-то совершенно не зависящие от меня факторы. А уже в 1982 году мне было сказано, что приглашают в последний раз. Отказываться и тогда было бы неразумно.

- Лобановский в "Динамо" вас терпеливо ждал. Попав в команду, какого-то особого отношения к себе не чувствовали?

- Абсолютно нет. У Валерия Васильевича ко всем игрокам было одинаковое и ровное отношение. Какой-то симпатии к кому бы то ни было из игроков, он не показывал. Но скажем, когда я с ним общался один на один, то чувствовал его расположение к себе и всегда старался "платить" тем же. Уверен, что так он относился ко всем без исключения игрокам.

- В киевском "Динамо" вы провели, пожалуй, самые лучшие годы своей карьеры: неоднократно становились чемпионом Советского Союза и выигрывали Кубок СССР, в 1986 году стали лучшим футболистом Союза и вместе с партнерами выиграли Кубок обладателей Кубков. Другими словами, провели множество интересных и захватывающих матчей. Остались ли в памяти какие-то самые яркие встречи?

- Вы знаете, самое яркое воспоминание от времени выступления в "Динамо" оставила всю команда в целом. Не какие-то отдельные игры или выигранные трофеи, а вся наша дружина. Валерию Васильевичу Лобановскому удалось создать настоящую команду-"звезду", которая подарила целую плеяду игроков-"звезд". До прихода к нему многих футболистов знали как хороших игроков. Не более того. Лишь у Лобановского все "засверкали" новыми и необычными гранями.

- Неужели какие-то особые чувства у вас не возникают, если речь заходит, к римеру, о финальной игре Кубка Кубков-86 с испанским "Атлетико"? Или о каких-то других знаковых встречах.

- Конечно, всегда приятно вспоминать такие матчи. Но, повторюсь, основные и приятные воспоминания связаны со всей командой. Атмосфера у нас тогда была особенная, и в наших отношениях она сохранилась и по сей день.

- Последние годы ваша жизнь была тесно переплетена с Францией. По удивительному стечению обстоятельств, в период выступления за "Динамо" в 1986-м и 1987-м годах вы провели во Франции два очень запоминающихся матча. Первый это уже упомянутый финал с "Атлетико", а второй отборочный поединок Евро-88 с французской сборной, который завершился вничью 2:2. При этом оба гола советская команда забила после ваших передач. Не там ли вас французы заприметили?

- Не знаю. Когда я переехал играть во Францию, мне об этом никто нечего не говорил. Могу лишь подтвердить, что меня очень часто сравнивали со знаменитым Мишелем Платини. Это было. И мне, конечно же, было приятно.

- В чем-то напоминая Платини, вы по стилю своей игры вряд ли подходили под силовой футбол, который проповедовался в "Динамо". Не это подтолкнуло вас, уже из "Динамо", едва не перейти в московский "Спартак", игравший совершенно в иной футбол?

- Нет. Дело в том, что в "Динамо" меня приглашал Лобановский. Но едва я появился в команде, как Валерий Васильевич принял сборную Союза, которая боролась за путевку на Евро-84. В коллектив пришел Юрий Морозов, которому я совершенно не подходил. Пришлось обосноваться на скамейке запасных. И тут поступило предложение от Константина Ивановича Бескова пополнить ряды "Спартака". Очень долго раздумывая, я дал свое согласие. Морозов меня с легким сердцем отпустил. Переезд в Москву был уже готов, когда из сборной в Киев вернулся Лобановский. Он-то и отговорил меня от перехода. К тому же в то время именно мнение о том, будто я "Динамо" не соответствую, меня очень задело. И я решил на деле доказать, что это не так.

- Перейдя в именитый "Ювентус", вы стали одним из первых советских футболистов, которые приоткрыли "железный занавес" и отправились продолжать карьеру за границей. К огромному сожалению, в Италии себя сполна реализовать вам не удалось. В чем причины?

- Все очень просто: руководство клуба видело во мне замену Платини, который не только успевал организовывать игру команды, но и очень много забивал. Я же был преимущественно организатором командных действий. От меня же требовали голов. Получилось, что сами туринцы просто ошиблись в своем выборе.

- Однако, как и в случае с ростовским СКА, вы совершенно не жалеете о годах, проведенных в Турине?

- Абсолютно. В первую очередь потому, что в Италии я получил огромный опыт. Во-вторых, мне с "Ювентусом" удалось стать чемпионом Италии и обладателем национального Кубка, а также выиграть Кубок УЕФА. Немногим футболистам из бывшего СССР удавалось стать победителем европейского клубного турнира в составе иностранной команды.

- Карьеру игрока вы завершили во Франции. Там же перешли на тренерскую деятельность. По окончании выступлений вне футбола вы себя просто не видели?

- Проведя столько лет в футболе, конечно же, жизни без него я уже не видел. Поэтому и выбрал тренерскую скамью.

- Александр Анатольевич, поиграв под руководством многих тренеров, особняком среди которых, вне сомнений, стоит Лобановский, на чей именно метод работы вы делаете основной упор в своей тренерской деятельности?

- Просто взять и скопировать какие-то основные принципы работы того или иного тренера невозможно. Из этого ничего хорошего не выйдет. Обязательно нужно добавлять что-то свое. Поэтому и я никого не копирую. Ни, к примеру, Лобановского, ни того же Морозова или иного тренера. Хотя, должен признать, что основной упор все же делаю на принципы работы Валерия Васильевича Лобановского.

- Нынешний "Металлист" очень отличается от той команды, которая выступала в первом круге. За сравнительно короткое время вам удалось привить команде свое лицо. Уверен, что этот процесс еще не завершен. На данном этапе сделать это было сложно?

- Скажем так: это было непросто. Мне и моим помощникам за короткий промежуток времени пришлось проделать большой объем работы. Требовалось и игроков в коллектив отбирать, и готовить их к старту чемпионата. Что-то удалось, что-то нет. И пришлось устранять недоработки уже по ходу игр второго круга.

- Пока руководство клуба перед командой каких-то серьезных задач не ставило. Главное создать боеспособный коллектив, который будет к их выполнению по-настоящему готов. Вы верите в то, что в Харькове может быть такая команда?

- Наверное, если бы я не верил в это, то "Металлист" не принял бы. Знаю, что предстоит сделать еще много чего, чтобы команда была готова к достижению каких-то целей.

По материалам официального сайта харьковчан и газеты "ГОЛ!"
Яндекс.Метрика
Клубы

ФК Львов
Олком
ФК Харьков
Горняк
Полтава
Верес
Прикарпатье
Шахтер Светловодск
Черноморец
Металлург Донецк
Говерла
Буковина
Рось
Енергетик
Волынь
Бастион
Севастополь
Оболонь
Десна
Николаев
Крымтеплица
Нефтяник
Мир
Олимпик
Скала
Днепр Черкассы
Энергия
Арсенал БЦ
Авангард
Еднисть
footballnews 2013 - архив новостей украинского футбола с 2003 года